Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В ФГОС приоритет отдается духовно-нравственному воспитанию школьников. Общие положения стандарта гласят, что одним из основных принципов школьного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». В документе говорится о «важности объединения образования и воспитания в целостный образовательный процесс, основанный на духовных, нравственных и социокультурных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения на благо человека, семьи, общества».
В школьном возрасте проявляется такие качества, как чувствительность, чувство справедливости, сочувствие. Исследователи подчеркивают специфику поведения ребенка младшего школьного возраста как его отзывчивость, участие во всем ярком и необычном, быструю адаптацию к эмоциональным переживаниям других людей. Младший школьник обладает способностью испытывать серьезные переживания, сопереживать и реагировать на страдания других. К этому его подталкивают как разочарование, так и грусть, а также текущие внутренние переживания. На основе всего этого можно эффективно формировать патриотические понятия.
Патриотизм - одна из важнейших черт разносторонне развитой личности. От школы требуется многое: ее роль в этом вопросе невозможно переоценить. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания ведет к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Это определяет приоритет патриотического воспитания в системе общего образования граждан России.
Уже в начальной школе нужно гордиться своей Родиной и народом, уважать их великие достижения и чтить драгоценные страницы прошлого.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования ориентирован на определение личностных качеств выпускников:
― Тот, кто любит свой народ, свою страну и свою родину;
― Тот, кто уважает и принимает ценности семьи и общества;
― Будьте готовы действовать самостоятельно и нести ответственность перед своей семьей и обществом за то, что вы делаете [26].
Степень разработанности темы исследования. Изучением вопросов формирования национального самосознания, любви к Отечеству у детей и молодежи, занимались корифеи отечественной педагогики К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко. Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения изучали также такие ученые как А.А. Аронов, Ю.С. Васютин, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, Н.М. Конжиев, В.И. Лутовинов, В.А. Тишков и др. Проблемы формирования гражданственности рассматривали Г.А. Ковалев, Т.И. Тюляева и др.
Одним из мощных инструментов патриотического воспитания является национальная культура. Приобщение младших школьников к истории и традициям родной земли, национальному наследию предыдущих поколений может выступать эффективным средством формирования у обучающихся патриотизма.
Анализ форм и методов патриотического воспитания в современных условиях показывает, что национальное самосознание, понимание ценности народной культуры невозможно без знания этнокультурных процессов, национальных аспектов, которые в значительной степени влияют на национальную культуру у обучающихся.
В силу объективных и субъективных причин социального, духовного и экономического существования общества сегодня встал вопрос о радикальном изменении самой структуры духовного воспроизводства, прежде всего, в системе воспитания и развития подрастающего поколения.
Таким образом, существует взаимоисключающие условия между важностью воспитания детей младшего школьного возраста и недостаточной проработкой содержания педагогических работ, основанных на народной культуре в деятелньости классного руководителя.
Цель исследования – изучение деятельности классного руководителя по патриотическому воспитанию младших школьников в начальной общеобразовательной школе общем образовании (на примере 3 класса).
Объект исследования – патриотическое воспитание младших школьников в начальном общем образовании (на примере 3 класса).
Предмет исследования – изучение деятельность классного руководителя по патриотическому воспитанию младших школьников в начальной общеобразовательной школе общем образовании (на примере 3 класса).
Задачи:
1. Исследовать содержание патриотического воспитания младших школьников;
2. Раскрыть методы, средства, формы патриотического воспитания младших школьников в начальной общеобразовательной школе общем образовании;
3. Описать педагогический опыт по деятельности классного руководителя по патриотическому воспитанию младших школьников в начальной общеобразовательной школе общем образовании (на примере 3 класса);
4. Разработать план классного руководителя по патриотическому воспитанию обучающихся 3 класса в НОШ;
5. Представить опытно-практическую работу по деятельности классного руководителя по Патриотическому воспитанию младших школьников в начальном общем образовании (на примере 3 класса).
Методы исследования, используемые в работе: теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение литературы по теме исследования; эмпирические – педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий этап), педагогическое проектирование.
База исследования.
В исследовании приняло участие 25 учащихся 3 класса.
Практическая значимость результатов данного исследования рассматривается в возможности применения разработанного проекта патриотического воспитания посредством народной культуры в патриотическом воспитании обучающихся начальной школы.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛНЬОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность патриотического воспитания младших школьников
Патриотизм – исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая постоянное позитивное отношение людей к своей Родине, проявляющееся в деятельности на ее благо, в реализации которой с единой позиции участвует и государство, и общество.
Согласно многочисленным исследованиям в области патриотического воспитания в его сущность включаются следующие компоненты:
1) забота об интересах Родины;
2) осознание своего долга перед Родиной, защита ее честь и достоинство;
3) гордость за свою Родину, ее символику;
4) уважительное отношение к историческому прошлому, обычаям [7, с 348].
По мнению А.С. Гаязова, патриотизм включает в себя:
1) чувство привязанности к местам, где находится человек, родился и вырос;
2) уважительное отношение к языку своего народа;
3) забота об интересах Родины;
4) осознание долга перед Родиной, защиты ее чести и достоинства, свободы и независимости;
5) проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
6) социальная и культурная гордость:;
7) уважение к историческому прошлому, народу, обычаям и обычаям Родины;
9) самосознание своего будущего, работы на благо своей Родины [7].
Иное предположение высказывает И.Ф. Харламов. Автор рассматривает патриотизм как взаимосвязанный набор моральных чувств и поведенческих характеристик. Он включает в него: любовь к Родине, активную работу на ее благо, стремление к труду и его приумножение, уважение народных обычаев, исторических памятников и традиции своего родного города, проявление любви и привязанности к своему родному городу, желание укрепить честь и достоинство Родины, желание быть готовым защитить его (доблесть, отвага и самоотверженность), братства и дружбы народов, толеранство [16].
Многие авторы связывали процесс воспитания с воспитанием патриотизма: Ю. К. Бабанский, Х.Й. Лийметс, А. В. Мудрик и другие.
Н.В. Ипполитова раскрывает понятие патриотическое воспитание как: процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников с целью формирования патриотических чувств, убеждений и норм [15].
Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной. Молодежь всё чаще проявляет живой интерес к истории своего учебного заведения, района, города, края. Так история трансформируется из абстрактного понятия в историю событий и судеб людей, переплетенных с малой Родиной.
Важной структурной составляющей патриотического воспитания школьников являются критерии и показатели его результативности.
В научной литературе для определения уровня патриотического воспитания учащихся начальных классов использовались следующие критерии: мотивационный, когнитивный и поведенческий (Таблица 1).
Таблица 1
Критерии уровня развития патриотического воспитания младших школьников
Критерий Показатели
Эмоционально-мотивационный уровень проявления интереса учащихся к истории своего родного города, родной страны, традициям, природе своего народа.
Когнитивный совокупность знаний учащихся начальной школы об истории своего родного города, родной стране, традициях своего народа, природе, полноте, силе, осведомленности и оценочном отношении.
Деятельностный практические навыки и умения учащихся (особенно заботиться о своих близких, помогать другим), участие в народных гуляниях, природоохранных мероприятиях, посещение территории школы, деревень, городов и т. д.
Таким образом, патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования социально-ценного отношения к своей Родине, народу, культуре, языку и традициям. Такое отношение проявляется в желании и стремлении познать историю своей страны, ее национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо своей Родины. Патриотическую воспитанность можно измерить при помощи трех критериев: мотивационного, когнитивного и деятельностного. Следовательно, в процессе патриотического воспитания младших школьников приобщаю к национальной культуре, ее традициям и ценностям.
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников
Как правило, считается, что младший школьный возраст это время от 6-7 до 10 лет. Младший школьный возраст - это начало социального существования человека как субъекта деятельности, в данном случае образовательного.
Физиологические (анатомо-морфологические) и психические особенности младшего школьника определяются, прежде всего, уровнем умственного развития. Готовность к школьному образованию означает формирование отношения к школе, обучению, знаниям как радости открытия, вхождения в новый мир, во взрослый мир. Это подготовка к новым обязанностям, ответственности перед школой, учителем, классом. Ожидание нового, интерес к нему лежат в основе мотивации младшего школьника обучению. Время, когда когнитивные потребности младшего школьника «удовлетворяются» учебным материалом, удовлетворяющим эту потребность, представляет интерес как эмоциональное переживание когнитивной потребности, основанной на внутренней мотивации учебной деятельности [10].
В работах отечественных ученых отмечается, что этот возраст соответствует психологическим особенностям, которые следует учитывать при осуществлении патриотического воспитания (Таблица 2).
Таблица 2
Психофункциональные особенности младшего школьного возраста [15], [17]
Показатель Особенности развития
Внимание Непроизвольное, уровень распределения внимание невысокий, уровень переключения внимания невысокий
Мышление Хорошо развито, навыки классификации, систематизации
Память Преобладает зрительная непроизвольная
Воображение Хорошо развито
Ведущая деятельность Учебная
Личностные особенности Положительное отношение к себе и уверенность, эмоциональность
Межличностные особенности В процессе учебной деятельности общение младшего школьного становится более целенаправленным
Отношение со взрослыми Зависимость от взрослого, авторитет учителя
Образовательный процесс - это специфическая деятельность, не шаблонная, так как каждый ребенок уникален, и каждый требует творческих решений от педагога, нуждается в своем подходе.
Е. И. Рерих рекомендовал использовать в профессиональной деятельности педагога все достижения педагогической теории и практики, а также авторские, оригинальные методы педагогического взаимодействия [10].
Младшие школьники характеризуются, по мнению И.П. Подласого, тем, «что гибкость младших школьников, их наивность, склонность к подражанию, большой авторитет, которым обладают их учителя, создают благоприятные условия для формирования высоконравственной личности» [22, с. 97].
В целом, очень важно учитывать возрастные особенности в процессе обучения. В школьной практике педагоги занимаются с детьми, которые еще не «обременены» жизненным опытом. Учащиеся начальной школы не сформировали важнейшие концепции нравственно-этического и нравственно-патриотического развития и воспитания, то есть основных национальных ценностей.
Чувство патриотизма у детей этого возраста формируется, когда они начинают осознавать себя частью всего культурно-исторического сообщества, становятся партнерами народной культуры. У этих детей нет постоянных интересов, они слабо проявляют собственную инициативу, их внимание нестабильно. Им нужна постоянная помощь и советы учителей в организации своего свободного времени.